Рабочие материалы проектного семинара «Соборность»

Сборник «Системные проблемы Православия» составлен в духе того, что можно назвать «критической экклезиологией». В таксономии богословских наук эта содержит наименьшее число публикаций — по крайней мере в сегменте русскоязычной богословской литературы,— но при этом наиболее востребована — тоже прежде всего в рамках русского Православия. Спрос на нее висит в воздухе как сакральных, так и светских пространств. Поэтому есть надежда, что намного больше текстов на темы «критической экклезиологии» появится уже в скором будущем. Пока же есть данный сборник, который обозначает периметр и параметры будущих дискуссий на эти темы. Большинство текстов в нем не строго академические, а, скорее, научно-популярные. Но можно ожидать появление и более научных публикаций.

«Критическая экклезиология» — это богословская дисциплина, которая изучает феномен Церкви с позиций критического анализа. И такой подход вовсе не является светским, а подлинно церковный. Он базируется на вере, что Церковь — это богочеловеческий организм, в котором божественное встречается с человеческим. Поскольку в Церкви много человеческого, которое несовершенно и склонно к ошибкам, то она требует критических подходов к себе. Критический анализ применительно к Церкви — это среди прочего и манифест подлинного, а не мнимого человеческого в Церкви. Отказ от критики церковных реалий под предлогом того, что Церковь является божественным институтом — это своего рода экклезиологический докетизм, вычеркивающий из Церкви человеческое и тем самым обессмысливающий саму Церковь.

Приоритетная зона применения «критической экклезиологии» — это зазор между Церковью веры и Церковью эмпирической. Речь не о двух Церквах, а о двух восприятиях Церкви. Первое характерно для неофитов, которые склонны отождествлять Церковь, в которую они верят, с Церковью, которую они видят перед собой. Такое отождествление часто приводит к горьким разочарованиям, когда обнаруживается несоответствие между первой и второй — тот самый зазор. В этот зазор можно упасть и пропасть, то есть уйти из Церкви. А можно в этом разоре найти какой-то смысл. Поиском такого смысла и занимается «критическая экклезиология». Ее пастырско-терапевтическая задача — помимо научной — это реабилитация бывших неофитов, которые оказываются шокированы несоответствием между Церковью их веры и Церковью их горького эмпирического опыта.

Потребность в такого рода реабилитации будет только возрастать. Причиной тому — во-первых, прозрачность современного информационного общества, когда любая информация о Церкви, особенно негативная, становится моментально известной всем, кто хочет и кто не хочет ее получать. Другая причина—это накопление системных проблем в конкретной поместной Церкви, как например одержимость статусностью и ее различными атрибутами, прежде всего материальными, на этом фоне отсутствие видимое отсутствие эмпатии к страданиям — под предлогом ложно понимаемого аскетизма. Такие атрибуты статусности как деньги и власть, казалось бы, несовместимы с аскетизмом, но в реалиях современной Русской Православной Церкви они причудливо соединяются в теологию оправдания богатства, которая также является теологией оправдания жестокости. Две эти теологии — стороны одной и той же медали.

Сборник затрагивает эти и другие отдельные проблемы и пытается их осмыслить. Обобщения же на основе проведенного анализа еще ждут новых публикаций. Надеюсь, они не заставят себя ждать долго.

https://sobornost.ru/

This entry was posted in Разное. Bookmark the permalink.

Comments are closed.