10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ПРАЗДНИКЕ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

«Во всей Вселенной не было и не будет такой прекрасной девы, каковой была Дева Богородица!» – писал святитель Димитрий Ростовский о Божьей Матери. И недаром за каждым богослужением поминаются Ее родители Иоаким и Анна, ведь мы знаем, что не бывает доброго плода от худого дерева. Праздник Рождества Богородицы – торжество Божьей силы над естеством, а также – свидетельство того, каким великим может стать человек, посвятивший себя Творцу. Вашему вниманию мы предлагаем 10 фактов, связанных с этим праздником.

1. А знаете ли вы, где находится место Рождества Пресвятой Девы Марии?

Предания о детстве Божией Матери начинают фиксироваться только с III века по Рождестве Христовом, потому и традиция почитания мест, связанных с Рождением Пречистой Девы, появляется достаточно поздно.

Сегодня существует две традиции – галилейская и иерусалимская. Галилейская связана с окрестностями Назарета – местом, куда паломники устремляются в день Благовещения Пресвятой Девы: здесь можно побывать на источнике Богородицы, в базилике Благовещения.

В Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете, и там-то она и родилась.

Рождество Богородицы произошло в доме Иоакима и Анны – между купальней Вифезда и Овечьими вратами

Согласно иерусалимской традиции, дом Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы – находится между купальней Вифезда и Овечьими воротами Старого города. Предположительно Рождество Девы Марии произошло здесь. Сегодня на этом месте – греческий монастырь с домовой церковью в честь Рождества Пресвятой Богородицы. У входа в здание – табличка с указанием, что это место Рождества Божией Матери. Под зданием – пещерка, куда можно спуститься: возможно, она была частью хозяйственных помещений под домом Иоакима и Анны.

2. А знаете ли вы, что такое догмат о непорочном зачатии?

В ответ на порицание непорочной жизни Пресвятой Девы в средние века появилось мнение, якобы возвышающее Пречистую Деву. Так последователи римского престола утверждали, что «Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении Своего зачатия, по особенной благодати Всемогущего Бога и особому преимуществу, ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена свободной от всякой скверны первородной вины» (Булла папы Пия IX о новом догмате). То есть, согласно католическому догмату, не своими личными заслугами Пречистая Матерь провела праведную жизнь на земле, не ими она удостоились быть Матерью Господа, и вообще как таковых их и не имела. Но Божия благодать, снизойдя, избавила Ее от первородного греха, в момент ее зачатия. Кроме того, заграждающим действием Божией благодати Пресвятая Дева уже была неспособна к совершению какого-либо личного греха.

Подобное заблуждение начало свое распространение с IX века. В XII веке оно стало распространяться среди духовенства Западной церкви. На самом деле, оно не возвышает Божью Матерь, а, наоборот, уничтожает все заслуги Девы Марии. Ведь выходит, что это не Она, а действие Божией благодати насадило добродетели и препроводило в Ее теле праведную жизнь.

Но в том то и честь Пресвятой Девы, что Она по своей воле и по любви к Богу стяжала смирение. Смирением и собственной чистотой удостоилась быть Матерью Господа. Она возвысилась над миром тем, что избрала Бога с ранних лет, и во все дни своей жизни добровольно препроводила святую, чистую жизнь, будучи украшенною любовью не только к Богу, не только к рожденному по человечеству Сыну, но и ко всем людям, предстательницей которых Она является и по сей день.

Кроме того, зачатие само по себе сопряжено со страстностью, а потому, естественным образом творимое, оно не может быть непорочным. Непорочным было лишь одно зачатие, которое произошло без участия мужа – зачатие Господа нашего Иисуса Христа, совершенное по согласию Пресвятой Девы и при наитии Святого Духа.

Еще один аргументов против догмата «о непорочном зачатии»: если Христос очистил в утробе младенца, которому предназначено стать Матерью Господа, и избавил ее заведомо от будущих грехов, то почему не сделал подобного и с другими людьми, уничтожая возможность распространения греха в каждом? Неужели Господь милостив избирательно?

Православная же Церковь, высоко превознося Богородицу в своих хвалебных песнях, не дерзает приписывать Ей то, что не сообщено о Ней Священным Писанием или Преданием.

3. А знаете ли вы, откуда мы знаем о событиях праздника?

О рождении Девы Марии можно прочитать в апокрифе II века – протоевангелии Иакова

О рождении Девы Марии можно прочитать в раннехристианской повести, апокрифе II века – протоевангелии Иакова. Греческий термин «протоевангелие» означает, что в книге описаны события, произошедшие до основных событий четырёх Евангелий Нового Завета. О популярности текста в древние времена говорит тот факт, что к нынешнему времени сохранилось около 130 рукописей, содержащих это евангелие. Оно было переведено на сирийский, эфиопский, коптский, грузинский, старославянский, армянский, арабский, ирландский и латинский языки. Его популярность объясняется тем, что протоевангелие Иакова вместило в себя часть важного церковного предания, которое ранее нигде письменно зафиксировано не было. Однако нужно понимать, что Евангелие от Иакова, конечно, не просто так не включено в Библейский канон, ведь в его тексте присутствуют недостоверные и не подтвержденные церковным Преданием и святыми отцами сведения.

4. А знаете ли вы, почему святой Анне, матери Девы Марии, молятся о даровании детей?

Святые Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы – до глубокой старости не имели детей. Для еврейского народа бесчадие считалось своего рода проклятием, признаком неблаговоления Божия к людям из-за их неправедной жизни. Много скорби вынесли Иоаким и Анна от клеветы, толков и пересудов человеческих. Так, однажды в большой праздник Иоаким приносил в Иерусалимском храме дары Господу Богу, но первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакимак. «Не должно, — говорил он, — принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а, следовательно, и благословения Божия: наверное, у тебя есть какие-нибудь тайные грехи».

Также и один еврей из колена Рувимова, вместе с прочими приносивший свои дары, укорял Иоакима, говоря:

– Зачем ты хочешь прежде меня принести жертвы Богу? Разве ты не знаешь, что недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства?

Столько лет эта престарелая бездетная супружеская чета терпела поношения от людей, но жила в мире с Богом и друг с другом!

Несмотря на продолжающуюся десятки лет, как сейчас говорят, травлю, Иоаким и Анна были, беспорочно, праведными пред Богом. Они не только исправно соблюдали религиозные постановления – что было, в общем, нормой для евреев. Но и имели любящие Бога сердца, что и тогда, и сейчас – большая редкость, и вместе с тем – несравненно выше и ценнее в очах Божиих, чем формальное исполнение заповедей.

Столько лет эта престарелая бездетная супружеская чета терпела поношения от людей, но жила в мире с Богом и друг с другом! И вот чудесным образом они получает извещение через Ангела, что у них родится дитя. И не просто дитя, а Дочь, через Которую получат благословение все племена земные и всему миру будет даровано спасение. Имя ей будет Мария…

Когда маленькой Марии было три года, Иоаким и Анна отдали Ее на служение Богу в Иерусалимский храм.

Иоаким и Анна превзошли всех живших когда-либо и живущих ныне родителей своими добродетелями и явились пред Богом наиболее достойными того, чтобы от них родилась Божия Матерь. Такая милость им не была бы дарована Богом, если бы они действительно не превосходили всех праведностью и святостью. Их пример учит нас тому, что дети – это дар Божий, и вместе с тем, что от жизни родителей напрямую зависит то, какими будут их дети. Молитва к святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне с осознанием этих простых истин дает силы и мужество, вдохновляет современных благочестивых супругов, желающих посвятить самих себя и своих детей Дающему нам жизнь и дыхание и все (Деян. 17:25).

5. Знаете ли вы, кем были родители Пресвятой Девы Марии?

Иоаким был потомком царя Давида, Анна – младшей дочерью священника Матфана из рода Аарона

Родителями Девы Марии жили в Назарете — небольшом галилейском городе на севере Израиля. Иоаким был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что в его потомстве родится Cпаситель мира. Анна была младшей дочерью священника Матфана из первосвященнического рода Аарона.

Таким образом, супруги происходили из знатного рода и были зажиточными людьми: житие сообщает, что у Иоакима были свои стада и наемные пастухи. При этом, имея имущественное богатство, Иоаким и Анна уделяли внимание и богатству духовному — поучались в законе, ходили в храм и молились. За это Бог удостоил их быть родителями Святой Девы.

6. А знаете ли вы, почему родителей Богородицы поминают на каждой службе?

«Бог спасает нас не без нас» – учил святитель Афанасий Великий, имея в виду то, что в православном богословии именуется «синергией» – соработничество между Богом и человеком. Для того, чтобы приблизиться к Богу, христианин должен подвизаться в исполнении заповедей. Чем усерднее он это делает, тем больше его жизнь наполняется Богом. Пример тому – святые.

Центральное событие человеческой истории – пришествие в мир Бога Слова – также является плодом Богочеловеческой синергии.

Главными представителями человечества в этом соработничестве являются святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна и их Дочь – Пресвятая Владычица наша Богородица – как давшие земное тело Господу. Поэтому священник, ежедневно завершая богослужение произнесением особой молитвы – отпуста, наряду с другими святыми обязательно вспоминает и земных родителей Господа Иисуса Христа. Цель такого поминовения – возгревать в нас благодарность к тем, кто своей богоугодной жизнью дал людям возможность узреть воочию Бога Слова, как пишет апостол Иоанн: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

7. А знаете ли вы, как возник праздник Рождества Богородицы?

Праздник возник в начале VI века, первоначально – в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и получил распространение в других поместных церквах.

Первое упоминание о празднике мы находим в гимнах Романа Сладкопевца, написанных в середине VI века

Первое упоминание о празднике Рождества Богородицы мы находим в гимнах Романа Сладкопевца, написанных в период с 536 по 556 год. Однако повод к появлению праздника возник немного раньше, после событий Эфесского собора. Этот собор, который проходил в 431 г. в городе Эфес, осудил ересь несторианства. Основоположник этой ереси, патриарх Константинопольский Несторий, считал, что Пресвятая Дева Мария родила человека, соединенного со Словом Божьим, он также предложил именовать Пречистую Матерь не Богородицей, а Матерью Христа (Христородицей). Один из основных защитников православия на Эфесском соборе – патриарх Кирилл Александрийский – стоял на позициях имени Богородица. Анафема несториан на Эфесском соборе и отвержение ереси Нестория послужили толчком к усилению почитания Богородицы. С этим усилением, вероятнее всего, и связано появление праздника воспоминания Рождества Богородицы.

8. А знаете ли вы, что Дева Мария, по словам святых отцов, самая прекрасная жена из рожденных?

«Во всей Вселенной не было и не будет такой прекрасной девы, каковой была Дева Богородица»

Из слова на Рождество Богородицы святителя Димитрия Ростовского: «Во всей Вселенной не было и не будет такой прекрасной девы, каковой была Дева Богородица, узрев Которую Дионисий Ареопагит хотел бы наречь Богом, если бы не знал Бога, от Нее рожденного. Ибо Божественная благодать, коей Она была исполнена внутри, просиявала и на Ее пресветлом лице. Таковую предуготовал себе палату на земле Царь Небесный, – палату прекрасную душою и телом, «приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр.21:2), – притом палату пространную: «Чрево Ее пространнее небес содела», и вместился в Ней «невместимый Христос Бог».

9. А знаете ли вы, что Мария была родственницей Елисаветы, жены Захарии, священника Авиевой чреды?

О том, что Богородица была родственницей Елисавете, известно из слов архангела Гавриила:«Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц» (Лк.1:36).

Также в Священном Писании упоминается муж Елисаветы – Захария. Эта супружеская пара жила, как полагают, в городе Иутте близ священнического города Хеврона. Захария был священником и служил в Иерусалимском храме. Он состоял в так называемой Авиевой чреде. Чередное богослужение установил царь Давид: согласно этой практике, каждый священник относился к какой-то чреде и обязан был в назначенные дни (от субботы до следующей субботы) непрестанно пребывать при храме, совершать молитвословия и приносить жертвы. Название чреда получила по имени главы рода – Авии.

10. А знаете ли вы, что Мария, как и Иосиф, с которым Она была обручена, происходит из дома царя Давида?

Обручение в древнем Израиле было похоже на современную помолвку. Однако уже после обручения подразумевалась жизнь невесты в доме жениха, а с точки зрения закона обручение рассматривалось как одна из форм брака. Таким образом, при обручении еще не жили как супруги, но для разрыва отношений требовался формальный развод.

Иосиф и Мария оба происходили из рода Давидова, ибо был закон, требовавший, чтобы жених и невеста были из одного и того же рода и из одного и того же колена (Чис.36:6-9). О том, что Иосиф был из рода Давидова, говорится в Евангелии от Луки (Лк.1:27). А на то, что Дева Мария происходила из того же рода, указывает апостол Павел, говоря, что Сын Божий «родился от семени Давидова по плоти» (Рим. 1:3).

http://sdsmp.ru/news/n2984/

This entry was posted in Разное. Bookmark the permalink.

Comments are closed.