Издание уникального наследия (фото и тексты) финского ученого Ларса Петтерссона, зафиксировавшего в 1942-1944 гг. исчезнувшие памятники деревянного зодчества Заонежья.
1942–1944 гг. Оккупированная финнами Карелия. Молодой лейтенант Ларс Петтерссон и его друг скульптор и художник Ойва Хелениус проводят инвентаризацию и детальное исследование всех религиозных построек Заонежского полуострова для их сохранения в суровые военные годы.
2533 негатива.
237 обмерных чертежа.
Составлены краткий каталог и описания всех памятников.
Собраны устные свидетельства о плотницком и иконописном мастерстве.
Сейчас материалы Петтерссона, сохранившиеся в Национальном архиве Финляндии, оказались единственной фиксацией бесценных памятников народного зодчества, т.к. огромная часть из них погибла, но не во время войны, а в последующие десятилетия. Из всех 133-х зафиксированных Петтерссоном и Хелениусом памятников Заонежья и прилегающих к этому району островов осталось всего 32, включая знаменитый ансамбль Кижского погоста.
Сейчас материалы Петтерссона, сохранившиеся в Национальном архиве Финляндии, оказались единственной фиксацией бесценных памятников народного зодчества, т.к. огромная часть из них погибла, но не во время войны, а в последующие десятилетия. Из всех 133-х зафиксированных Петтерссоном и Хелениусом памятников Заонежья и прилегающих к этому району островов осталось всего 32, включая знаменитый ансамбль Кижского погоста.
Книга Ларса Петтерссона «Архитектура деревянных церквей и часовен Заонежья» впервые знакомит читателей с его бесценным архивом и работой и состоит из двух частей.
В первой, иллюстративной – полевые материалы, собранные, отснятые и зарисованные в течение почти двух лет, начиная с октября 1942 и до лета 1944 года. Это уникальные фотографии, чертежи и зарисовки заонежских церквей и часовен, а также акварели и рисунки Хелениуса. Данные материалы в таком объеме публикуются впервые.
«В соответствии с представлением Комиссии по археологии и по приказу главнокомандующего осенью 1942 года меня командировали охранять находящиеся под угрозой уничтожения на территории военных действий памятники культуры, особенно церковные постройки и их движимое имущество. В этой роли я пребывал в Карелии до лета 1944 года. <…> Я начал свою работу с находящейся в северной части Онежского озера территории Заонежского полуострова, где сохранилось особенно много произведений старого церковного искусства. В качестве чертежника ко мне командировали скульптора Ойву Хелениуса, который в течение без малого двух лет путешествовал со мной по разным частям Олонецкой и Беломорской Карелии, когда на судне или лодке, когда верхом, на санях или на случайном транспорте, в армейских грузовиках».
Л. Петтерссон
Во второй части – монография Л. Петтерссона об архитектуре деревянных церквей и часовен Заонежья, изданная в Хельсинки в 1950 г. и впервые публикуемая на русском языке в этом издании.
В своей работе Петтерссон впервые использовал комплексное типологическое исследование в сочетании с методом датировки на основе археологического изучения. В результате он выявил группы памятников, объединенных по объемно-планировочным характеристикам, и выделил основные особенности расположения церквей и часовен на местности. Одновременно Петтерссон разработал поэлементную типологию строительных приемов и форм. Причем как постройки в целом, так и их отдельные элементы рассматривались им в развитии, что позволило определить их строительные периоды, датировать по сумме признаков и разработать поэтапные графические реконструкции. Ничего этого не было известно до 1950 года – до выхода его новаторского труда.
Книга дополняется научными комментариями и статьями авторитетных исследователей деревянного зодчества М.И. Мильчика, В.П. Орфинского и И.Е. Гришиной.
https://planeta.ru/campaigns/pettersson